До 35 лет она стеснялась своей инвалидности и жила максимально закрыто. А теперь помогает другим особенным людям заработать и поверить в себя. Могилевчанка Алеся Цумарева открыла в Могилеве площадку «Территория людей»: магазин и учебный класс — два в одном. Говорит, «это лучше, чем ящик для пожертвований». Так бывшая библиотекарь стала бизнесвумен и готовится покорять мир своим уникальным проектом.
«Если инвалид обманет инвалида, кому верить?»
Назвать «Территорию людей» магазином, честно говоря, язык не поворачивается — это нечто большее, чем просто лавка с сувенирами. А история его началась полтора года назад.
— Это был очередной вечер в Доме культуры железнодорожников, — вспоминает Алеся Цумарева. — Знаете, когда на сцене выступают инвалиды, аплодируют им тоже инвалиды. Такой междусобойчик в честь Дня инвалидов.
В тот очередной раз Алеся в ДК шла вдоль столов, на которых выставили работы, сделанные руками инвалидов. Смотрела на картины, вышивку, сувениры, панно из различных материалов — и поймала себя на мысли, как это красиво и качественно сделано, не хуже, чем у ремесленников или на фабрике.
Потом она поехала в бизнес-школу ИПМ, чтобы встретиться с давним знакомым Владиславом Бортновским — он приехал как лектор. Владислав тогда рассказал о конкурсе бизнес-идей.
— У меня тут же в голове всплыла эта сувенирка — особенная. Домой я пришла с глазами, как у белки из «Ледникового периода», — смеется Алеся. — Сказала мужу, что можно продавать сувениры, сделанные особенными людьми. И можно развить это до международного масштаба. Он на меня так посмотрел скептически, сказал: «Хочешь — делай. Но ты еще подумай. А пока пойдем спать».
На следующий день — он был последним для подачи заявок на конкурс бизнес-идей — Алеся проснулась в 4 утра. Сама, без будильника. И поняла, что, значит, нужно отправить заявку со своей идеей.
Прошло 2 недели. Муж Сергей периодически «подкалывал», мол, Алесин гениальный бизнес-план кому-то продали за большие деньги, и скоро эта идея захватит весь мир. Алеся смеялась, а потом ей позвонили: «Вы прошли, приходите на первое занятие».
Идея Алеси победила в конкурсе региональных бизнес-проектов, стала лучшим социальным проектом в масштабах страны. О ней написали, инвалиды о проекте узнали и стали спрашивать: когда откроется магазин?
— Они поверили, что у них появится возможность быть нужными и зарабатывать. Мне уже становилось стыдно, когда спрашивали: «Ну что? Откроете?» А у меня за душой — 10 рублей. Но это уже было дело чести. Я не могла подвести людей, которые в меня поверили. Для них это было бы очередное «бла-бла-бла». И тогда кому уже верить, если инвалид инвалиду поверить не может? Да если бы я не открыла этот магазин, пришлось бы уезжать в другой город, менять фамилию, имя и пластическую операцию делать, — улыбается могилевчанка.
Открывали всем Могилевом
К тому времени Алеся ушла из библиотеки. Помогал ей во всем муж. Это помещение, на улице Первомайской, 20, нашли не сразу — после визита к главе города Владимиру Цумареву. К слову, с мэром Алесю ничего не роднит, как думают некоторые, — всего лишь фамилии одинаковые.
Магазин оформляли на общих основаниях — наравне с другими предпринимателями. Открывали долго, и, шутит Алеся, всем Могилевом: красили, штукатурили, искали мебель, полки, зеркала. Кто-то помогал материалами, кто-то — руками. К делу подключилось бизнес-сообщество и инвалиды.
— Если бы не они, сама бы я открыла магазин лет через десять, а не за полтора года, — говорит Алеся. При этом сейчас все расходы по его содержанию она оплачивает сама — на это уходит все пособие по инвалидности.
Пока «Территория людей» — это магазин с сувенирами. Но с конца сентября здесь начнут учить основам бизнеса, SMM и откроют студию красоты. Для инвалидов все будет бесплатно, для остальных курсы будут платные.
— Жить же за что-то нужно, — усмехается Алеся. И добавляет: — Студия красоты нужна особенным людям едва ли не так же, как обучение бизнесу. И это будет также обучение этикету. Просто многие девчонки сидят дома, комплексуют по разным поводам и не умеют выстраивать коммуникацию. Они не знают, как знакомиться с молодыми людьми, о чем с ними разговаривать. Да и в соцсетях тоже нужно уметь общаться — не смайликами и не писать «спс», «гггг», «ваще» или «вообщем».
Алеся как никто другой понимает, как другие люди общаются с инвалидами. Кто-то просто избегает их, кто-то задает нетактичные вопросы. Она считает, что девушек с особенностями в первую очередь стоит научить правильно реагировать на это. Она-то знает! Это сейчас Алеся может спокойно говорить о своей болезни — во многом благодаря мужу. Раньше она боялась даже невольно показать, что она отличается от большинства людей: старалась всегда контролировать, как сидит, как говорит, как улыбается. Особенно, говорит, тяжело было после развода с первым мужем. Теперь же она хочет поделиться всем, что знает, с другими.
Злость на Вуйчича и сувениры с душой
Сувениров на «Территории людей» пока не так много, как Алесе хотелось бы. Расшевелить инвалидов непросто. А к некоторым и вовсе нужен особенный подход.
Вот, например, пейзаж из пластилина, сделанный руками глухонемой женщины. Она передвигается в инвалидной коляске. Яркая и многоцветная палитра цветов — это слова, которые женщина не может произнести.
Или пейзаж из кусочков кожи, каждый из которых Вадим наклеил с помощью пинцета. У Вадима — психическое заболевание, и буквально каждое его движение контролирует помощник. Поэтому на картину Вадим потратил 2−3 месяца.
Из Бреста инвалиды прислали на продажу эко-сумки. Есть в лавочке подушки и интересные интерьерные игрушки. Есть мелкие сувениры за 3,5 рубля. Есть и деревянные кукольные дома. И пусть пока могилевчане не готовы к такому — психологически, финансово, — Алеся хочет, чтобы «Территория людей» стала туристической точкой города
— Эти сувениры не хуже тех, что сделаны руками здоровых людей, и они конкурентоспособны, — говорит Алеся о качестве. — Более того, каждая работа несет за собой историю. Например, мои рассказывают о человеке, который перенес более 10 операций, не мог ходить, у которого был развод, но он не сдавался и шел вперед. Для человека, который воспринимает как должное обычную утреннюю рутину: самостоятельно встать, умыться, одеться, позавтракать и побежать на работу, — такой подарок, сувенир будет уже в какой-то степени мотивационным. Это напоминание о том, что некоторые проблемы — мелочь по сравнению с тем, как живут другие люди.
А в ближайшем будущем Алеся и вовсе хочет выйти на международный уровень. Говорит, подобного проекта пока нет нигде.
С этими наполеоновскими планами у могилевчанки связана своя история — она о разочаровании, но забавная. Алеся написала Нику Вуйчичу о том, что реализует такой проект. И получила ответ, мол, «вы молодец, как только выйдете на международный уровень, приезжайте в Лос-Анджелес, попробуем встретиться».
— Помню, на последние деньги купила билет на его выступление в Минске. И вышла потом такая злая после него! Выходит, я заплатила огромную сумму, чтобы посмотреть на такого же, как я, человека. Я-то ждала, что мы придем, а он скажет: «Ребят, вот вам совет. И пилюля волшебная, чтобы поверить в себя и стать успешным», — со смехом вспоминает женщина. — А он: «Я мог стать бухгалтером, а стал лектором». И что? А потом еще: «Вы молодцы. Покупайте мои книги и диски. Давайте обниматься». Ну класс. Да у нас в Беларуси есть куча примеров людей круче него! Алексей Талай тот же. Поверьте, быть инвалидом с рождения и стать им в сознательной жизни — это две больших разницы. Более того, быть инвалидом в США и Беларуси — это вообще как жить на разных планетах. В общем, на Вуйчича я была очень зла. И обниматься к нему не пошла.
Сейчас Алеся с мужем обустраивают учебный класс. Берут напрокат оборудование, ищут спонсоров. Они хотят, чтобы помещение не пустовало. Чтобы сюда приходили дети, взрослые, учились и просто общались.
— Прошло то время, когда все делились на инвалидов и людей, когда при виде тебя на улице крестились. Хотя некоторые мамы не разрешали детям играть на площадке с моим сыном, потому что я такая, — горько усмехается Алеся. — Но мир меняется, и мы тоже. В конце концов, если сидеть на попе ровно, то ничего не получится.