Где работать инвалиду?

Многие люди с инвалидностью хотели б найти посильную работу или подработку — небольших пенсий хватает только на оплату коммуналки, дешевую одежду и продукты. Но чтобы трудоустроиться, им поистине надо пройти тернистый путь.На учете в Могилевском центре занятости, по словам председателя Могилевской областной организации ОО «Белорусское общество инвалидов» Константина Кузьмича, состоит около 150 людей с инвалидностью. Устроиться на работу им достаточно сложно — не все работодатели готовы предоставить особые условия труда и оплаты, проблематично и интегрировать такого сотрудника в коллектив, большая часть которого далека от особых потребностей людей с инвалидностью. Ну, а на открытие собственного бизнеса отваживаются немногие из инвалидов — это и не каждому здоровому человеку под силу: предпринимательский талант нужен! Вроде бы есть в Беларуси программы по финансовой поддержке как начинающих, так и действующих предпринимателей. Но «подводных камней» для инвалидов здесь предостаточно. Откажет, к примеру, банк в кредитовании, потому что такие люди относятся к группе риска, и прощай, мечта о собственном деле. Ну, а специальных целевых программ, направленных на развитие и поддержку предпринимательства среди людей с ограниченными возможностями, еще пока не придумали.
Чтобы найти работу по силам и возможностям, у них, по сути, два варианта: обратиться в службу занятости населения, на которую в том числе возложена задача трудоустройства людей с инвалидностью, и в общественные организации инвалидов.
Государство, конечно, старается помочь: в частности, для людей с разными степенями инвалидности предусмотрена система планирования и бронирования рабочих мест. Вроде бы удобно: для тебя подыскивают вакансии, оставляют их за тобой — устраивайся и работай, что еще надо? Однако на практике не все так просто. Один мой знакомый, ставший после ДТП инвалидом- колясочником, пытался трудоустроиться на предприятие по своей инженерной специальности — была вакансия конструктора.
— Как правило, для инвалидов бронируются не самые привлекательные и малооплачиваемые рабочие места: лифтеры, вахтеры и другие, — рассказывал он. — Извините, но у меня есть и высшее образование, и хорошая специальность, и голова на плечах. Но у большинства нанимателей сложился стереотип об инвалиде как о беспомощном человеке, который приносит больше хлопот, чем пользы. Мешает трудоустройству инвалидов-колясочников и банальное отсутствие безбарьерной среды: здания предприятий и компаний, как правило, не приспособлены для пропуска людей с ограниченными возможностями — нужно менять вестибюли, подходы и подъезды. Да и на наших улицах часто вы видите инвалидов-колясочников? Можно констатировать, что созданию безбарьерной среды в городе уделяется большое внимание, у новых магазинов, учреждений появляются пандусы, но реально не все они отвечают необходимым требованиям, бывает, что колясочнику и улицу трудно пересечь из-за высоких бордюров. Должна быть системная, планомерная работа по созданию безбарьерной среды с участием не только органов власти, но и самих инвалидов, с их реальным и действенным контролем по проектным решениям и строительству. Вот, скажем, построили недавно замечательную лестницу с площади Орджоникидзе в парк Подниколья, но ведь инвалиду с нарушением опорно-двигательного аппарата подняться и спуститься по ней крайне затруднительно…
В общем, мой собеседник, по его словам, нашел надомную подработку через интернет, благо неплохо владеет компьютером. Насколько такая работа его устраивает — другой вопрос. Знаю и женщину, тоже инвалида-колясочницу, — отличный экономист, она с помощью Всемирной паутины консультирует по финансовым вопросам предпринимателей. Но таких примеров единицы: ситуация такова, что большинство людей с инвалидностью имеет общее среднее образование, не обладает (или утратили) требуемыми профессиональными навыками, и это тоже серьезно затрудняет процесс трудо­устройства.
Разумеется, стремятся помочь людям с ограниченными возможностями в трудоустройстве и общественные организации инвалидов.
— Наша организация существует не только за счет членских взносов и спонсорской помощи, — говорит Константин Кузьмич. — При ней созданы и производства, где мы можем трудо­устроить инвалидов, научить их профессии, дать возможность зарабатывать. Инвалид должен чувствовать себя полноценным членом общества наравне со всеми людьми. И в первую очередь ему надо дать возможность реализовать право на труд, чтобы он мог найти постоянное место работы. Для этого существуют специальные госпрограммы: определяется наиболее подходящая для человека профессия, затем он проходит профессиональную адаптацию и обучение. Проводится такая адаптация и на наших предприятиях. Кроме того, благодаря средствам от наших предприятий мы можем проводить различные культурно-массовые и спортивные мероприятия, туристические поездки, материально помочь членам нашей организации. Делаем, словом, все возможное, чтобы показать человеку, что на каком-то увечье, травме, недуге (от них никто из людей не застрахован) жизнь не заканчивается. Но что касается экономической составляющей работы наших предприятий — здесь много проблем.
Сегодня при Могилевской облорганизации «БелОИ» работают три предприятия: «Техпром» по пошиву спецодежды в Осиповичах, а также могилевские «Техпроектналадка» (занимающаяся экологическим нормированием в области окружающей среды) и «Янг-М» — по изготовлению и ремонту мебели.
В свое время и Константин Кузьмич трудился на «Янг-М» — специалистом по маркетингу. Ныне на этой должности работает Дмитрий Скубилов, инвалид II группы (ДЦП). Он, активный, не пасующий перед жизненными трудностями человек, получил среднее специальное образование, попробовал себя во многих профессиях, освоил компьютер. И вот, похоже, нашел себе дело и по возможностям, и по душе. С его приходом у предприятия стало больше заказов — есть у Дмитрия дар и умение убеждать потенциального клиента, чувство юмора и, между прочим, располагающий тембр голоса, что немаловажно при общении по телефону. Всего на «Янг-М» работает 7 человек, 4 из них инвалиды, двое трудятся непосредственно на производстве — сборщиками мебели. По их мнению, трудоустройство на предприятие при организации инвалидов — наиболее оптимальный вариант для людей с ограниченными возможностями. Здесь они не чувствуют себя одинокими, коллеги, в том числе и не имеющие инвалидности, подстраховывают их, помогают справляться с возникающими трудностями.
В будущем году предприятию «Янг-М» стукнет 10 годков: за это время здесь прошли трудовую реабилитацию 20 человек с инвалидностью, которые получили специальность сборщика мебели и изготовителя шаблонов. Суть такой адаптации в том, что государство берет на себя финансирование обучения инвалидов: нанимателям компенсируют все затраты по зарплате инвалидов, а также отчисления в фонд соцзащиты населения, взносы по обязательному страхованию. Как правило, обучение проводится от 6 месяцев до 1 года в зависимости от способностей инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации. Сейчас на предприятии проходят трудовую адаптацию несколько инвалидов — одного из них, возможно, пригласят сюда на постоянную работу.
К сожалению, специализированных предприятий при организациях инвалидов немного, и прием туда новых работников ограничен в силу того, что эти МП, как правило, балансируют на грани самоокупаемости и средств на расширение производства практически не имеют. Конечно, успешная работа коллектива зависит и от деловых качеств, инициативности руководителей. К примеру, с приходом на должность директора «Янг-М» Юрия Журова, имеющего солидный предпринимательский опыт, на предприятии помимо ремонта и изготовления мебели взялись за изготовление скинали (стеклянных мебельных фартуков), стендов, рамок для дипломов, оригинальных сувениров и других изделий.
— Я вижу перспективу развития предприятия, — говорит Юрий Журов, — сегодня оно стабильно работает, у нас появились постоянные клиенты: «Белтелеком», медицинские и другие бюджетные учреждения, для которых мы ремонтируем и изготавливаем мебель. Но много и проблем. Стараемся вот держать цены ниже, чем у конкурентов, но, увы, достигается это не за счет производительности труда, поэтому и зарплата у работников невысока. Объективно себестоимость нашей продукции выше, чем у конкурентов: и оборудование — старое, и работают люди с инвалидностью медленнее. К тому же из-за объективной ситуации в экономике мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и другие производства и организации — несвоевременные платежи, дебиторская задолженность… Мы бы хотели увеличить и объемы производства, и штаты, но для этого необходимо новое оборудование и инструменты. Надеемся на помощь спонсоров, но она — незначительная. Спасибо вот «Могилевлифтмашу» — в качестве спонсорской помощи безвозмездно передал деревообрабатывающую машину. Однако для этого ему пришлось заручиться поддержкой в профильном министерстве…
По словам Константина Кузьмича, льготы, предоставляемые предприятиям, где трудятся инвалиды, по ряду причин не всегда работают. Поэтому, считает он, необходимо принять закон, который бы определял такие предприятия как социальные с перечнем преференций и льгот (по снижению платы за лицензирование предприятий, аренду помещений, с разрешением работать по упрощенной системе налогообложения и других). «С четким юридическим статусом и со спонсорами было бы легче работать», — отметил Константин Кузьмич. Тогда, наверное, больше бы было и возможностей по созданию новых МП с участием инвалидов по различным направлениям предпринимательства? Похоже, необходимо и кардинально пересмотреть взгляды на обучение людей с инвалидностью различным профессиям. Почему-то из года в год им предлагают в основном учиться на портных и швей, обувщиков, часовщиков и тех же сборщиков мебели, тогда как рынок труда предъявляет спрос, к примеру, на программистов, профессионалов, связанных с работой на компьютерной технике, менеджеров и дизайнеров.
Недавно Беларусь ратифицировала конвенцию о правах инвалидов. Она нацелена на создание такой безбарьерной среды, условий для комфортного быта, обучения этих людей, когда стираются грани между теми, кто имеет инвалидность, и теми, кто не имеет. Когда работодателю в первую очередь важен уровень профессиональных навыков, знаний и умений кандидата, а не то, есть у него «группа» или нет. Пока мы только в начале этого пути.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ

Могилевская правда