3 октября 2016 года Беларусь ратифицировала конвенцию о правах инвалидов. Все мы знаем, что такое конвенция и какие обязательства она накладывает на нас и наше государство. Не буду говорить о каких-то конкретных статьях конвенции, хочу сказать о новом подходе к проблемам инвалидности, который конвенция привносит в нашу жизнь.
Конвенция смотрит на проблему инвалидности сквозь призму прав человека. И полностью этим меняет отношение к инвалидности. Ранее, да и сейчас, распространен термин «человек с ограниченными возможностями», так вот приняв и ратифицировав конвенцию, мы больше не можем так называть людей с инвалидностью. Ведь это не человек ограничен в своих возможностях, это окружающая его среда не дает пользоваться всеми возможностями и правами человека. Проблема инвалидности переходит из медицинской плоскости в социальную. И развитие безбарьерной среды это один из важнейших факторов в достижении цели равенства и доступности.
К сожалению мы живем в действительности, в которой нормы безбарьерной среды начали действовать совсем недавно, а соблюдать их научились даже сегодня далеко не все. И от этого еще больше обидно видеть новые или реконструируемые объекты, в которых нормы безбарьерки не соблюдаются или соблюдаются по разумению или понятию строителей, ведь есть четкие ТКП, СНиПы, закон РБ об архитектурной и градостраительной и строительной деятельности в Республике Беларусь (Закон РБ об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) от 5 июля 2004 г. № 300-3.
Как нам изменить эту ситуацию? Прежде всего, необходимо ввести ответственность за несоблюдение норм безбарьерки. И этим прежде всего должны заниматься управления архитектуры на местах. Ведь сейчас какая ситуация? Куратором государственной программы по социальной защите населения является органы социальной защиты и спрос за безбарьерку идет с них. Но они: первое – не всегда компетентны в знаниях норм безбарьерки, ведь эти нормы надо выискать в интернете, разобраться в них, а органы соц защиты это не строители, не архитекторы, второе – у них нет реальных рычагов воздействия на конечных исполнителей.
Поэтому и получается такая ситуация, что в городах (возьмем пока крупные города) мы можем видеть такую картину: на пешеходном переходе с одной стороны есть понижение бордюрного камня, а с другой нет (ул. Болдина в Могилеве). Много мест, где пандусы сделаны не по нормам и ими невозможно пользоваться без посторонней помощи (практически вся улица Первомайская, а это самый центр – лицо города). Недоступны банкоматы, т.к. перед ними вместо пандуса находится небольшой постамент (ул. Первомайская, напротив торца облисполкома, Альфа-банк, Белагропромбанк, Беларусбанк). Недоступны подземные переходы в г. Могилеве, только недавно заработал лифт (работает ли он сейчас?) в подземном переходе на ул. Челюскинцев. Особенно обидно за м-н «Спутник» в районе, примыкающем к Дому ветеранов. В Доме ветеранов живет 28 инвалидов-колясочников и им затруднительно добираться до магазина «Рублевский», опять же из-за того, что безбарьерная среда по пути следования делалась не по нормам, а, что называется, на глаз.
Мы должны приходить к тому, что не органы социальной защиты, не общественные объединения инвалидов должны с рулеткой бегать за строителями и следить за соблюдением норм, а сами проектировщики, строители, принимающие объекты должны быть мотивированы в соблюдении всех норм и требований. Переделывать всегда дороже.
Константин КУЗЬМИЧ,
председатель Могилевской областной организации ОО «БелОИ»