За последние десятилетия Республика Беларусь достигла огромных успехов в улучшении социальной жизни человека, но все же определенные изменения в системе здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта и туризма, экологии необходимы.
На это обратил внимание член Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию, главный врач Могилевской областной детской больницы Игорь Каско во время «Могилевского диалога», который состоялся на площадке нового корпуса Белорусско-Российского университета.
Игорь Каско сообщил, в рейтинге благосостояние стран мира в 2019 году Беларусь занимает 1 из 167 стран место по целому ряду субиндексов: террористическая безопасность; отсутствие экстремальной бедности и недоедания; уровень охвата населения медицинской помощью; проведение национальных профилактических медицинских мероприятий; завершенность неполного среднего и высшего образования. Мы на 6-м месте по защите рабочего места женщин, образования и семейных прав, по материнской смертности. По индексу развития человеческого потенциала Беларусь 16-я в мире по соотношению количества врачей и численности населения, 3-я по количеству мест в больницах на 10 тыс. населения (110 коек на 10 тыс. населения) и 50-я по индексу человеческого развития. Это лучшие показатели среди стран СНГ.
Кроме того, в нашей стране самая низкая младенческая смертность на Европейском континенте, а в Могилевской области по итогам 2019 года — в мире. Мы в числе лучших по ведению беременности и родов. В Беларуси 99,7% грамотных людей среди взрослого населения и государство занимает 9-е место в мире по охвату детей дошкольным образованием. У нас низкий уровень безработицы 0,3%. Имея менее 10 млн. населения, страна добилась значительных достижений в спорте. Интенсивно строятся объекты здравоохранения и образования, создаются музеи и спортивные сооружения.
Все это наши плюсы, но мир стремительно меняется и нужно идти дальше, подчеркнул Игорь Каско. Он рассказал, что ряд предложений о путях дальнейшего развития, прозвучавших в ходе обсуждений на тематической площадке, которую курировал, были спорны. Но обобщая сказанное, можно отметить основные посылы: повышение эффективности функционирования отраслей, более широкое привлечение в решение вопросов социальной сферы общественных организаций и частного капитала, всесторонняя помощь людям с ограниченными физическими возможностями, воспитание подрастающего поколения через образование, культуру родного края, спорт.
Так, в системе здравоохранения необходимо усиление амбулаторного звена и перенос основных объемов оказания медицинской помощи именно на этот этап как менее затратный и максимально доступный, отметил Игорь Каско. Это возможно путем изменения подходов финансирования отрасли. Настало время вспомнить и на современном уровне вернутся к так называемому «новому хозяйственному механизму», определить основного держателя средств и обеспечить движение финансовых потоков за пациентом. Необходимо ускорение информатизации отрасли, что поможет внедрению современных технологий обслуживания населения на всех этапах оказания медицинской помощи. Грядущая аккредитация лечебных учреждений — один из путей повышения качества оказания помощи и заинтересованности медицинских работников. На секции не остались без внимания вопросы роли и места государственных и частных медицинских центров, их взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества прозвучали предложения по снятию нагрузки с бюджета по ряду вопросов.
Ряд предложений прозвучал и по развитию образования. Например, профильным должно быть обучение на старшей ступени (X-XI классы) в школах, гимназиях, лицеях, а вот с целью ранней профессиональной ориентации предпрофильными могут быть VIII-IX классы. Комплектация их должна осуществляться по конкурсу с учетом среднего балла успеваемости. Необходимо введение единого экзамена по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для дальнейшего распределения потоков учащихся для обучения в ПТО, ССО либо в УОСО в профильных классах. Следует определить ресурсные учреждения общего среднего образования в регионе для открытия профильных классов по одному или нескольким направлениям. Выпускные и вступительные экзамены в высшие учебные заведения объединить и проводить в форме независимого ЦТ. Ввести обязательное собеседование при поступлении.
Отдельно обсуждались вопросы о работе гимназий, лицеев и наиболее интересный из них – это предоставление возможности гимназиям и лицеям использовать в практике своей работы учебные планы, допускающих проектирование индивидуальной образовательной траектории учащихся в условиях до профильной подготовки и профильного обучения на II и III ступенях общего среднего образования.
Обсуждая практикоориентированность и обновление содержания профессионального образования в соответствии с потребностями экономики, были высказаны предложения о необходимости закрепление учащихся учреждений профессионального образования за предприятиями (организациями) уже по окончании 1 курса обучения и далее системное участие обучающихся в образовательных, трудовых и общественных мероприятиях предприятия (организации) на протяжении всего периода обучения (производственное обучение (практика), работа в рамках трудового договора в летний период (в том числе, в форме студенческих отрядов), общественные мероприятия с коллективом и родителями, изучение отдельных тем учебных программ в условиях производства). С этой целью необходима корректировка Положения о базовой организации учреждения образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 972.
Назрела острая необходимость объединения усилий школы и семьи в вопросах воспитания детей. Повышения ответственности родителей в становлении личности ребенка. Поднят вопрос о разработке и внедрении типовой Политики (договора) партнерских отношений между учреждением образования и семьей в вопросах воспитания. Участники дискуссии обсуждали необходимость создания в современных условиях посредством Интернет-ресурсов республиканской платформы (с привлечением опытных и авторитетных экспертов: психологов, педагогов, медиков и иных субъектов профилактики) для общения родителей по наиболее актуальным и проблемным вопросам воспитания.
В сфере социальной защиты были подняты вопросы о необходимости расширения возможности оказания услуги сопровождаемого проживания, или услуги ассистента для одиноких и одиноко проживающих инвалидов 1и 2 группы с умственными нарушениями предусмотрев при этом различные формы сопровождения. Необходимо предусмотреть в законодательстве норму, позволяющую, исходя из интересов подопечного, органам опеки и попечительства заключать с опекунами, не являющимися родственниками, договоры об осуществлении опеки на возмездной основе за счет лиц, обязанных по закону содержать подопечного, а при их отсутствии за счет средств бюджета.
Игорь Каско также сообщил, что ряд проблемных вопросов подняла Могилевская областная общественная организация «Белорусское общество инвалидов». Они касались трудоустройства, предоставления услуги «сопровождаемое трудоустройство», поддержки и развития предприятий общественных объединений инвалидов с численностью инвалидов 50% и более, доступности образования для лиц с ограниченными физическими способностями (развитие дистанционной формы образования с возможностью получения диплома установленного образца).
Нашли свое отражение вопросы создания безбарьерной среды и доступности объектов для лиц с ограниченными возможностями. Так, предлагалось разработать внутри объектов различных инфраструктур внутреннюю инструкцию по доступности объекта, учитывающую индивидуальные архитектурные и иные особенности, иными словами алгоритм взаимодействия объекта (и его работников) с людьми с инвалидностью. В случае недоступности объекта, должен быть также выработан готовый алгоритм взаимодействия с обратившимся инвалидом.